некоммерческий независимый интернет-проект
УДМУРТОЛОГИЯ
удмуртский научно-культурный информационный портал
главная страница
новости портала
поиск

наши проекты

Изучение
удмуртского языка


Удмуртские шрифты и раскладки

Первый
удмуртский
форум


Каталог
удмуртских
сайтов


Удмуртский национальный интернет

Научная
библиотека


Геральдика
Удмуртии


Сайт Дениса
Сахарных


обратная связь
благодарности

дружественные
проекты

Википедия
удмурт кылын


Научный журнал
«ИДНАКАР»


Магазин
«Сделано в Удмуртии»


Ethnic Radio

РуссоВекс

Книги Удмуртии –
почтой


Удмурт блог
Романа Романова


UdmOrt.ru

Ошмесдинь
удмуртский форум
Денис Сахарных

КОЛЛЕКЦИЯ БРЕДА ОБ УДМУРТИИ, УДМУРТАХ,
ИХ СОСЕДЯХ И РОДСТВЕННИКАХ


читать предыдущие сообщения

«Народы России лишены почти всех прав, кроме права на сохранение самобытности традиционный культуры»

http://www.kominarod.ru/n...hpBB2/viewtopic.php?t=105

Прочие постинги на этой странице также дивно хороши.


Статья Нины Пузановой в «Независимой газете» (см. http://www.ng.ru/regions/2004-09-06/13_obereg.html) более чем наполовину состоит из разного рода чепухи:

«...Пус показывает принадлежность роду (воршуду). Этот знак вначале, в период матриархата, был материнским, а потом стал передаваться в роду от отца к старшему сыну, а младшим он доставался в несколько измененном виде. Как считает доктор искусствоведения Константин Климов, удмуртский пус – это и личная печать человека, и знак родовой принадлежности, и знак собственности, и своеобразный оберег.»

Интересно, с чего это доктор Климов взял, что пус – вещь сугубо утилитарная, – был ещё и «оберегом»? Впрочем, в Удмуртии оберегом называют обычно всё что только в голову взбредёт – например, восьмиконечный красный крест на флаге республики. По той же логике, оберегом бы следовало назвать, например, серп и молот.

История удмуртских пусов хорошо исследована еще дореволюционными этнографами.»

Увы, не то что «хорошо», а совершенно не исследована. Единственной вменяемой работой до сих пор является исследование П.М.Сорокина “О материнстве как основе рода, о родовых названиях и знаках собственности у вотяков” (Государственный архив Кировской области, ф.170 оп.1. ед.хр.127, лл. 2-23).

«Так, Михаил Худяков, например, считал, что пусы – дошедшие до нас остатки древней письменности. В переведенном им на русский язык удмуртском эпосе «Священная книга» читаем: «Сделав книгу из бересты, / старцы в книге начертали... / пусами молитв порядок, / и суда, и всех обрядов. / Книгу эту поместили / у ватка, в земле удмуртов, / и хранить ее велели / старцу древнему – восясю»...

Обычный домысел периода XIX столетия, не подкреплённый никакими доказательствами. Кроме того, Худяков не переводил «удмуртский эпос», а сочинял его сам, прямо на руском языке (удмуртским он совершенно не владел).

«О существовании такой древней книги с записью религиозных текстов говорится во многих легендах. Упоминается и место, где книга была сожжена главным жрецом-хранителем, чтобы она не попала в руки врагов, – в лесах нынешнего Глазовского района на месте древних молений»

См. по этому поводу http://www.udmurt.info/texts/buecher.htm

«Как пишет доктор исторических наук Владимир Владыкин, институт воршуда сохранился среди удмуртов в достаточно полном виде, чтобы составить представление об этой древнейшей социокультурной системе, хотя в самом термине содержится еще много неясного. Еще в начале прошлого века воршуд охватывал практически весь удмуртский этнос. Каждый удмурт знал, к какому воршуду он относится, какие у его рода покровители, которых тоже называли воршудами. Все воршуды имели имена, которых известно около 70. Они сохранились и в названиях деревень. Предания связывают эти названия с именами «счастливых женщин, прародительниц»

Несусветная чепуха, о чём, помимо упоминавшейся уже работы П.Сорокина, хорошо пишет ижевчанин Владимир Чураков (http://www.ethnonet.ru/lib/1103-01.html )

«Традиция ставить такие родовые знаки существовала почти у всех древних народов, но мало кто сохранил их образцы до сегодняшнего дня. Удмуртам это удалось.»

Кто бы мог подумать!

А вообще – печально. Могла бы ведь нормальная и познавательная статья получиться...


«Тем не менее осознание того, что крокодил - это сугубо ижевское животное, а само название Ижевска может быть расшифровано как ’Крокодильск’, до последнего времени оставалось для широких масс горожан тайной за семью печатями... Что само название города на реке Иж (Очш - по-староудмуртски) восходит к имени мифического водяного подземного ящера Оша древних удмуртов».
http://day.udm.net/lenta.php?id=9383

«Название Ижевска образно можно перевести как «Крокодильск». В основе его лежит гидроним «Иж» (Очш по-староудмуртски), который восходит, по мнению профессора УдГУ В.Е. Владыкина, к образу мифологического подземно-подводного Оша (ящера-быка), имеющего в пермском зверином стиле облик крокодилоподобного существа (на его иконографию, видимо, повлияли вымываемые руслами рек кости гигантских ископаемых животных). Крокодилоподобный подземно-подводный дух реки Иж, «Ож-завода» («военного завода» в переводе с удмуртского) и города Ижевска считался божеством нижнего мира, оружейного и металлургического дела и обязательно ассоциировался с водой».

http://day.udm.net/article.php?id=2625

В здравом ли уме авторы цитат?


О том же самом:

«Ижевск стоит на реке Иж. Иж, по языческим представлениям - это что-то типа змеи, которая охраняет подземное царство. В общем, со смертью связано»

http://www.svoboda.org/pr...s/far/2003/far.012703.asp


Удмуртия – родина слонов:

«..Местом проведения фестиваля Удмуртия выбрана не случайно: это территория исторического центра финно-угорского мира. К тому же удмуртская культура в сравнении с родственными народами в большей степени сохранила в себе черты архаичности. Фестиваль «Воршуд» как раз призван воссоздать и сохранить исчезающие элементы финно-угорской культуры».

http://www.finugor.ru/news/archiv/?date=20040617


Прикольные постинги с одного из форумов:

«...Вот ЧЕСТНАЯ история:
1. На территории Киевской Руси в 9-12 веках сформировался единый великий удмуртский народ и единый великий и могучий удмуртский язык.
2. В результате несчастного случая подстроеного поляками в серидине 13 века он распался на три братских удмуртских народа великоудмуртов, белоудмуртов и малоудмуртов.
3. Малоудмуртия начала называться Украиной так как там было мало удмуртов.

Итак как видим триединый удмуртский народ очень древний и может гордится своим истинно удмуртским происхождением

Слава великой Удмуртии !!!! »

http://ru.for-ua.com/foru...p?1,372709,382147,page=19

Éljen!


Сказки о древних удмуртах

Разложение родового строя удмуртов происходило медленно, особенно в глухих, слабо заселенных районах. Пережитки родовых связей проявлялись в совместном захоронении родственников. Пережитки родовой (воршудной) организации, почитание предков по женской линии и женского верховного божества Шунды-Нумы встречались у удмуртов до XVIII-XIX вв. Женщины сохраняли равноправное положение с мужчинами, о чем говорят одинаковые находки вещей в их погребениях. Отсутствовали совместные захоронения мужчин и женщин, что, по-видимому, свидетельствует о сохранении у северных удмуртов пережитков матриархата.

Однако патриархальные отношения разлагающегося родового строя были преобладающими. Счет родства велся по мужской линии. Детские погребения в могильниках обычно находятся рядом с мужскими. В могильниках XII-XV вв. заметны проявления возрастающего имущественного неравенства семей (Рождественский, Гуринский и др.). Власть знати становится наследственной. По преданию, богатырь Донды получил власть племенного вождя в наследство от отца и распространил ее на всех северных удмуртов, встав во главе союза племен, центр которого носил его имя. Представители местной знати опирались на военную дружину; обнаружены погребения мужчин-воинов в могильниках. Они присвоили себе право распоряжаться землями рода, племени и союза племен.

http://www.art.uralinfo.r.../LITERAT/UG/ug4/korni.htm


Интересно, о чём это они?

«Уникальность удмуртского региона обусловлена полиэтничностью проживающего здесь населения, возникшей благодаря своеобразному географическому – «контактному» или «буферному» - положению между Востоком и Западом. Культура региона вобрала в себя множество религий (язычество, христианство, мусульманство), культур (удмуртская, русская, татарская, марийская, бесермянская и др.), идеологий. Межконфессиональное, межкультуральное и межцивилизованное взаимодействие на удмуртской земле ставит человека, и в первую очередь молодого, в сложную ситуацию кризиса, дезориентации при выборе модели поведения в современной техногенной среде».

http://www.molodoy.udm.ru/shundy.doc


Сочиняем очередной «древнейший удмуртский миф»

«По представлениям древних удмуртов, почти полностью совпадающим с общемировой мифологической традицией, земля со дна первичного океана была добыта уткой»

http://i-art.udmlink.ru/txt/ks_utki.shtml


«Пермский край исстари был заселен финскими народностями и входил в состав Биармии (Великой Перми, по русским летописям)».
http://day.udm.net/article.php?id=2701

Биармии, значит... Ну-ну...


«Как известно, общепринято считать, что у удмуртов было три древних центра: у южных удмуртов это город Арск (Арча), а у северных Хлыновский и Иднакар»

http://izvestiaur.ru/udms...te/view.html?itemid=26170

Удивительная скромность – только три, да и то заштатные какие-то. Предлагаю не останавливаться на достигнутом, и к этому списку приписать ещё Москву (Мусо куа ‘милый домик’) и Лондон (Улон дун ‘цена жизни’). Тоже ведь старинные удмуртские города.


Очередное компостирование мозгов на тему «злобных удмуртских шаманов»

.«Оной Ижевский железный завод для ковки из гороблагодатского чугуна железа начат строением собственным его сиятельства коштом 1760 года апреля 10-го дня и состоит оной в Казанской губернии по Арской дороге на реке Ижу на государственной земле» ... Завод, разумеется, строился быстрее, чем поселение. Тем более что строители завода, основная рабочая сила - местные жители - работу как таковую именовали не иначе как «ужась», что поначалу сильно смутило подрядчиков. Тем не менее удмурты оказались народом весьма работящим. Вскоре на берегу Ижевского пруда возник небольшой поселок. На том самом месте, где нынче расположен Дворец пионеров. Поселок назывался Колтома. А рядом с Колтомой расположилось селение Ягул. Но то, что происходит на древней земле, нравилось не всем.

Местный шаман воспротивился новшествам на берегу Ижа. Шаман два имени имел: Колыс (растение, от прикосновения к которому появляются сильные ожоги и раздражения на коже. Русские это растение за версту обходят, а удмурты - наоборот, даже какое-то особое кулинарное блюдо из него умеют мастерить) было тайным именем, известным лишь приближенным к колдуну людям. Для всех остальных шаман величался как «Колодча» - колодец, в переводе на русский.

Колодцы в удмуртских селениях тогда большой редкостью были. Воду брали из ручья или реки. В проточной воде мылись, стирались, но купаться местные жители почему-то предпочитали в воде стоячей - озерах, запрудах и т.д.

Может, именно поэтому рассердился шаман на то, что проточный Иж (Ижа) руками пришлых людей превратился вдруг из воды текучей в воду стоячую. В хорошо всем нам знакомый Ижевский пруд. Да еще и «...чудище обло, огромно, озорно...» - завод то бишь, на том берегу образовалось. Осерчал колдун, разгневался. И запалил костер колдовской ночью. Травы какие-то вонючие жег, заклинания мычал, с духами общался... Но завод продолжал строиться. Колдун все больше злился, и его ночные бдения приобретали все более зловещий характер. Так продолжалось много лет. Дело шамана продолжил его сын, потом и внук...

http://www.soverkon.ru/2004/48/2.php


«Пельмени же распространились по России с Приуралья. Место их рождения - нынешняя Удмуртия, а также Пермская область, Республика Коми... Коми-удмуртское происхождение слова «пельмень» зафиксировано в этимологических словарях всего мира, например, в многотомном словаре немецкого лингвиста Макса Фасмера. Он относит появление этого слова к X веку, когда коми и удмурты представляли единую пермскую общность».
http://www.ng.ru/regions/...004-12-06/10_izhevsk.html

Особенно озадачивает отсылка к Фасмеру (ведь любой может взять словарь и посмотреть, что там на самом деле написано...).


Журналистские сказки на тему удмуртской религии

“Гырон быдтон” проводится на лугу в самое красивое время - в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог “Вось” 1 июня из молитвенного храма “Купалы” улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы.

http://www.tatar.ru/?DNSI...a191eb10768e&node_id=2818


Кумышка, повернувшая историю России

Пермь. На Урале кумышкой издавна называли самогон. Слово это удмуртское. В.И.Даль о кумышке отзывается пренебрежительно: «Кумышка – вонючая перегонная брага вотяков». Удмуртов то есть. Изначально кумышку делали перегонкой сброженного молока, родственное ей слово – кумыс, то есть молочная брага. Даже в 19-м веке южные вотяки все еще делали кумышку именно из молока, крепость такого напитка не превосходила нескольких градусов.

В глухих деревнях и по сю пору сохранились старинные корчаги для изготовления кумышки. Все это: молочная брага, архаичные варианты оборудования, - однозначно свидетельствует о том, что технология изготовления напитка – вотяцкая. Русские (точнее, новгородцы) в свое время только предложили эффективное сырье – брагу ржаную, что позволило повысить крепость. Так что на вотяков можно посмотреть с большим уважением. Одними из первых в истории человечества они освоили технологию перегонки. Кумышка использовалась ими как галюциноген во время совершения шаманских обрядов, то есть как напиток сакральный. Вотяки были в свое время большие доки насчет разных галлюциногенов, они и грибы, и лесные травки активно употребляли для этих целей. И свою овсяную бражку порой подкрепляли неведомо чем, самой безобидной добавкой, помнится, была махорка.

К слову сказать, творческая мысль по части кумышки не угасла и в потомках вотяков, нынешних удмуртах. Недавно один знакомый из Ижевска рассказал о потрясающем техническом решении: сейчас удмурты наловчились крепость кумышки повышать с помощью … карбида кальция! Читатель - технарь, наверно, как и я, рухнул со смеху. Для гуманитариев поясню. Карбид кальция – СаС – применяется в сварочном производстве, поскольку реагирует с водой и дает горючий газ ацетилен. Если порошок карбида кальция смешать с кумышкой, то количество воды в ней, конечно, уменьшится, а крепость возрастет. На рынках Удмуртии, говорят, так и спрашивают: с карбидом ли кумышка.

Вотяцкой кумышке суждено было сыграть важнейшую роль в истории России, определив и судьбы ее многих народов, и княжеские походы и многое, многое другое.

В «Пермских соседях» я уже писала о том, что соседство производителей сырья и изготовителей самогона в 13-15 веках на вятских землях не могло быть случайным. И поход Ивана III на Вятку имел к этой технологии самое непосредственное отношение. Вывез он, короче говоря, эту технологию и мгновенно развернул в Московском княжестве, отсюда и произошла русская водка. Заодно князь поразогнал на Вятке все тех, кто к этой технологии был причастен. Кто в течение 300 лет наваривал тут замечательный бизнес в пользу Великого Новгорода. Захват этого бизнеса и был целью похода князя Московского. Москва ведь совсем не изменилась с тех времен! Но в данном случае речь не об этом.

В течение примерно 300 лет крестьянин, поставщик сырья для той самой кумышки, которую ушлые новгородцы обменивали на вогульское серебро, имел теснейший контакт с вотяцким населением тех мест. Вынужден был иметь, выгода держала. К чему это привело?

Здесь, читатель, почва подо мной начинает колебаться. О, чего только в мой адрес не кинут за нарушение политкорректности! Но в историю нельзя глядеть, прищурясь: это видим, это не видим.

Ну, назвалась груздем…

Так что собой представляли вотяки в описываемые времена? Скудная жизнь: землянки, шкуры, вши, болезни … Особо отметим способ семейной организации: братская семья. То есть женщина жила не в семье мужа, а вместе со своими братьями. При этом она могла иметь где-то постоянного мужа, а могла и не иметь, то есть была в сексуальных контактах совершенно свободна.

Еще в 19-м веке путешественники отмечали чрезвычайную распущенность вотянок, которые безо всякого стеснения предлагали себя всякому, кто им поглянулся. Те же путешественники писали, что редко, где увидишь столько проваленных носов, как на вотяцких свадьбах: свирепствовал сифилис. Такова была реальность, нравится это кому-то или нет.

Пришедшие на Вятку новгородские крестьяне со всей этой реальностью и столкнулись. Скорее всего, много народу перемерло, но оставшиеся ушли в полнейший карантин. Чистоплотность свирепейшая, строжайшая половая мораль. Для мужика сгулять налево стало смертным грехом в самом прямом смысле, то есть смертельно опасным делом. Чужого человека нельзя было пустить не то что в дом, но даже в деревню. Съесть или выпить что-либо из рук вотяка – такого никто и помыслить не мог. Поэтому и кумышку не пили и не пили впоследствии водку.

Вотяки и русские вовсе не обожали друг друга, но кумышка связала их прочным узлом выгоды. Русские сами кумышку не гнали, относились к ней брезгливо, тут слово было за вотяками. А производство ржи, главным образом, помол рощи на брашно, требовал большой физической силы, которой не отличались вотяки, тут ворочал русский мужик.

Правнучка вятского мельника рассказывала мне, как ее пращур торговался с вотяками насчет цены за помол. Не соглашаются вотяки на то, что запрашивает мельник, бранятся. Тогда мельник – мужик здоровенный, снимает мельничный жернов и укатывает под горку. За помол плату соберет – обратно жернов играючи прикатывает, устанавливает и все мелет. Он, мельник этот, сам и плотину насыпал, и мельницу построил, жернова сам вырубил, такой народ был - неслабый.

…Когда московская власть начала заправлять на Вятке, народ этот оттуда попер на юг и восток. А на востоке что? Наш край. Первостроителями и первыми жителями Перми они и были, беглецы вятские. Те, кого впоследствии назвали староверами - кержаками, понесли с собой на Урал и в Сибирь весь широко известный кержацкий набор: трудолюбие, чистоплотность и трезвость. Уж как только это потом не объясняли: такая вера, эдакая … А все на самом – то деле получилось – из-за кумышки. Когда я про это рассказываю староверам, им не нравится.

Парадокс в том, что реальность, как она есть, не нравится всем без исключения фигурантам этой исторической коллизии. Москва, конечно же, занималась вовсе не захватами и грабежом, а благородным делом собирания русских земель. Цивилизованные удмурты очень не любят напоминаний о вотяцких землянках и сифилисе, даже слово вотяк – очень не любят. Староверы считают, что фундаментом их успешного противостояния государству было вовсе не то, что они поставляли сырье для водки, а то, что они крестились не тремя перстами, как все, а двумя.

Я все же думаю, что изобретения и открытия, нравятся они кому-то или нет, глубже изменяют мир людей, чем идеологические доктрины. Вон чего наворотила в истории вонючая вотяцкая кумышка…

http://www.alpha.perm.ru/sosedi/txt.php?n=823

Если автор пожелает развернуть сюжет в беллетристическом ключе, то получится эффектный фантастический роман...


«...Удмурты легко сойдут за зомби-мутантов...»

http://www.gamedev.ru/forum/?group=9&topic=340

Интересно, почему?..


«Среди удмуртов широко распространилось пьянство и пассивная месть - самоубийство.

Не было страшнее наказания для обидчика, чем повеситься на его воротах».

Предлагаем платные услуги по наказанию вашего обидчика.

Вам необходимо предоставить свое фото и свою старую одежду для изготовления куклы, информацию об обидчике, а также сформулировать свою обиду.

Стоимость оговаривается в каждом отдельном случае.
Заявки принимаются по адресу metabox@yandex.ru

http://i-art.udmlink.ru/udmurt/frame-project.htm

Н-да... Как сказал поэт: "Нам нужны... не чувств глубокое бурленье, а долгое и трудное леченье, нам помощь медицинская нужна”.


Нечто совершенно великолепное в своей несусветности. Не могу удержаться от длинной цитаты.

«Переселенцы из северо-восточных и западных земель Руси оседали на берегах Камы и Вятки (приток Камы) еще в 12 веке. Первыми колонизаторами вятского, удмуртского края были новгородцы. Пришлых новгородцев и их наследников – русских вятчан – удмурты встречали с оружием в руках. Некогда при Волковом погосте была жестокая битва с удмуртами. Победу в ней русскому воинству даровал святой Георгий.

Для всех финно-угорских племен русские дали одно название – “чудь”: чудик, чудной. Это название они получили от наших предков за примитивность мышления и неряшливость в быту. Постепенно русские оттесняли удмуртов по рекам – Вятке, Кильмезе, Чепце. Продвижение русских особенно активизировалось в середине 16-го века. Переселение русских христиан в Удмуртию приняло массовый характер после 1557 года, когда удалось покорить Казань, запиравшую Каму и Волгу.

Осознание этих бесспорных фактов заставляет признать великорусский и удмуртский народы в равной степени коренными.

В 1657 г. волею царя Алексея Михайловича была создана Вятская епархия. В нее вошли пять городов: Котельнич, Орлов, Слободской, Вятка, Шестаков – все города русские. На протяжении следующих 123-х лет на территории Удмуртии ни одного города больше не было.

Русскими были почти все рабочие на первых заводах Удмуртии. Русские традиционно преобладали и преобладают среди городского населения Удмуртии (в 1926 г. – 89%).

Русская цивилизация все прочнее укоренялась среди удмуртов. Колонизация вотских деревень имеет громадное значение для культурного развития вотяков. К началу колонизации, к примеру, вотяки не знали, что такое пила и колесо. Это вынужден признать даже П.П.Луппов – удмуртский историк (на самом деле отца русского историка Павла Луппова звали Николаем, – ДСах.)… Первыми учителями и врачами, инженерами, рабочими, учеными и музыкантами, актерами и писателями, художниками и архитекторами в Удмуртии были исключительно русские. Русские избы, ворота, печи, мельницы, а также материал и инструменты – все это стало входить в быт удмуртов, в их язык. Термины типа “ульча” (улица), “укно” (окно) подтверждают это. До прихода русских удмурты не знали письменности. Против существования удмуртских древних книг свидетельствует одно то, что в удмуртском языке отсутствуют слова “буква”, “книга”, “письменность”.

В отличии от западного католичества с его латынью, Святое Православие допускало богослужение на родных языках, что стимулировало развитие национальных письменностей. Епископом Вениамином – русским – в 1775г. в С.-Петербурге была издана грамматика вотского языка. Национальная удмуртская литература и национальная интеллигенция не смогли бы зародиться без того первоначального импульса, который задала русская культура.

Если мы разделим все человечество на три группы: 1) основатели культуры; 2) носители культуры; 3) разрушители культуры, то к основателям культуры мы заслуженно отнесем русских. Если допустить на минуту, что русские в Удмуртии исчезли, а в связи с этим прекращается дальнейшее воздействие на удмуртов, то в течение короткого периода времени может быть еще и продолжался бы подъем культуры. Но прошло бы небольшое количество времени и развитие приостановилось бы, удмурты опять впали бы в спячку.

В Удмуртии титульная нация составляет 10% от всего населения, а на “великую Удмуртию” горбатятся русские.

Духовные корни удмуртов

Даже после самых бурных и долгих процессов христианизации доля убежденных язычников среди удмуртов всегда была довольно высокой. Современные этнографы находят в религии удмуртов смешение элементов тотемистических представлений, колдовства и эротических обрядов. Эти верования живут и сейчас, причем, на самом высшем административном уровне. Так, например, шаманское, “чудское” изображение птицы в духе звериного стиля было избрано в качестве государственного герба Удмуртской республики в 1993 году.

Совсем недавно на одного из русских журналистов был подан иск в суд всего лишь за то, что он сказал: “Нет никакого сомнения в том, что финно-угорские народы обладают большими способностями в области магического, чем славянская раса”.

В настоящее время на территории Удмуртии встречаются селения, в которых ни один человек не говорит по-русски. Разумеется, именно в них-то и практикуются языческие обряды. Существует, например, и такой совершенно скотский обряд: парень, собирающийся жениться, перед тем, как сделать предложение своей избраннице, должен “сломать ей ворота” и доказательства в виде одежды, которые подтвердили бы его “мощь” всем соседям, вывесить у ее дома. Из таких селений и идет практика порчи и сглаза неугодных людей.

Еще у Геродота встречаются некие смутные упоминания о каннибалах, обитавших где-то рядом со скифами в 5 веке новой эры. Нечволодов А. в своей знаменитой книге “Сказания о земле русской” (СПб, 1913, ч.1, с.38) писал: “(обычаи геродотовских времен) у северных инородческих обитателей России сохранялись вплоть до московских царей, которые строго указывали следить за ними своим воеводам и выводить эти прелести”.

Сегодня старомултанская история – неприкасаемая “священная корова” удмуртской историографии. Позволю себе немного напомнить о Мултанском процессе 1892-1896гг. Тогда группу удмуртов обвинили в ритуальном убийстве русского нищего. Такие убийства, как передавали темные слухи, настоящие, закоренелые язычники совершали в трудные, неурожайные годы, чтобы умилостивить своих “богов”. Вскоре глава Святейшего Синода К.П. Победоносцев предложил переселить весь удмуртский народ в Сибирь. Но все дело было развалено с помощью известных “революционных” сил. “Вдруг оказалось”, что сами русские и убили несчастного нищего. (Сразу вспоминается печально известное “дело Бейлиса” – ЕК).

Русофобия – политика удмуртской администрации

Что ж, впоследствии Удмуртия доказала преданность жидовской власти. Эти богоборцы часто брали на вторые и третьи роли, к себе в подручные, представителей “титульной нации”, и те верно служили своим хозяевам. За период властвования советов многие русские деревни были разрушены, а жители были вынуждены уезжать на территорию современного Татарстана. Русские селения до революции, как, впрочем, и сейчас, образовывали островки среди удмуртских. Удмурты стремились укрупнить свои деревни за счет соседних русских, всячески “выдавливая” . Коренное население русских деревень зачастую вынуждено было покидать свои дома, бросая все. Сегодня, при демократии, притеснения русского населения также продолжаются, всячески дискриминируются “коренными политиками”. В республике существует откровенно русофобская и крайне шовинистическая организация “Удмурт кенеш”, которая не оставляет попыток внести поправки в местный закон о выборах и законодательно приравнять один голос удмурта к десяти голосам неудмуртов (читай – русских).

Более того, одна из местных телекомпаний (пока еще независимых) “Альва” в передаче А.Шаталова (которого на самом деле зовут Василием, –ДСах.) “Не могу молчать” рассказала о том, что “Удмурт кенеш” во всю налаживает контакты с финскими и эстонскими экстремистскими группировками. Гастролеры из этих стран распространяют откровенно русофобскую, фашистскую идеологию. На официальном уровне полным ходом идет обмен студентов для стажировки языка. Студенты удмуртской национальности ездят в Венгрию, Финляндию, Эстонию. Надо заметить, что поступить в ВУЗы на бюджетные места вотяки имеют шансов в несколько раз больше. Исключение составляет, пожалуй, только русское отделение филологического факультета. Более того, существуют школы, в которых учатся “одаренные” удмуртские дети. Русские о подобном и не мечтают.

Доморощенные удмуртские историки разрабатывают своеобразные теории о мнимом величии своей народности. Так, выдвигается гипотеза о том, что Аттила – предводитель гуннов – был праудмуртом, поскольку гунны во время великого переселения народов проходили через территорию Удмуртии (вероятность этого 0,001%). Понятна цель заказчиков таких разработок – народ, имеющий одного из самых знаменитых завоевателей в своей родословной, достоин большей роли под солнцем. Так должен думать каждый удмурт!, – считают те, кто всеми силами старается разжечь неприязнь к русским.

Около полугода назад группа ученых выступила с еще более нелепой теорией. В настоящее время Удмуртская республика находится в сложной демографической ситуации. Была придумана теория о том, что исправить ее можно с помощью выходцев из бывших союзных республик, в основном кавказских и прибалтийских. Стоит ли после этого удивляться, что по российскому телевидению уже несколько раз проходили сюжеты, в которых на захваченных у чеченских боевиков картах Удмуртия обозначена как регион, непосредственно оказывающий помощь вооружением. Думаю, недалек тот день, когда республика объявит о своем суверенитете и войдет в блок с вышеназванными странами. Пора принимать меры».

http://www.kominarod.ru/g...eta/papers/paper_396.html

Интересно, где они берут такую забористую траву?


Удмурты - вымирающий народ

http://www.kamarecords.ru/varga/download01.html

Впрочем, чего требовать с электронных музыкантов, когда тезис о вымирании удмуртов весьма в почёте и в наших академических структурах...


Специфическое восприятие удмуртов в Удмуртии и других регионах представляет особый интерес. Вот весьма интересное наблюдение на сей счёт:

Вечер завершил Игорь Иогансон, прочитавший ряд стихотворных миниатюр в жанре «телеги» под общим названием «Из удмуртского эпоса» (любопытно, что уже не у первого автора именно удмурты выступают в качестве архетипического загадочного народа с неведомой, но могущественной культурой).

http://www.vavilon.ru/lit/dec97.html


Новая версия причин Мултанского дела.

... Власти царской России в своем рвении сделать всех инородцев стопроцентными христианами иногда не останавливались даже перед явной провокацией. Так, по ложному доносу было сфабриковано Мултанское дело (1892-1896), когда группу удмуртов с.Мултан обвинили в человеческом жертвоприношении.

http://www.soltour.ru/Regions.asp?File=Izhevsk

Инетерсное сочетание лексикона а-ля 1937 («ложный донос») с христианофобией...


Не совсем про удмуртов, но, безо всякого сомнения, достойно войти в коллекцию.

«...Причем, Москва и Питер еще не самые передовые в этом смысле. Феномен - Ижевск. Не только все созданные в эпоху СССР предприятия экономически эффективно работают, но постоянно создаются новые, оснащенные самыми современными технологиями. И делают там отнюдь не только автоматы Калашникова, а системы связи, промышленной автоматики, автомобильную электронику...

Город не больше нашего Дзержинска (в Дзержинске – ок.300 тыс. населения, в Ижевске – ок.640 тыс., – ДСах.).

Чем это объяснить? Надо знать историю. После революции Ижевск был местом, куда ссылали кулаков (! – ДСах) и прочий контрреволюционный элемент. Силами этих людей в режиме Гулага (!! – ДСах) и создавалось тамошнее машиностроение. Там генофонд качественно другой.

Такие вот края...»

http://www.nn.ru/communit...d=120789&topic_id=1854074

Такие вот в Нижнем Новгороде выдумщики...


И ещё о том же...

«Ижевск, в котором и проживает автор, является столицей Удмуртии. Несмотря на то что Удмуртия входит в состав Росии, там проживает всего около 40% русских. Остальную же этническую группу составляют удмурты, у них свой язык (удмуртский), свои обычаи и очень высокая самооценка. Раньше Удмуртия считалась и называлась Вотской губернией. А её жители соотвественно вотяками. Издавна и по сей день вотяков не любят. Они всегда были носителями многих болезней и зараз, это происходило за счет их нечистоплотноости, котрая осталась в них и по сей день».
http://www.doop.ru/?board...ay;threadid=36980;start=0

А Рим – столица Парижа.


Всё же, как у людей бывает проблемно с логикой...

«Согласно последней переписи населения Российской Федерации количество удмуртского этноса сократилось более чем на 110 тысяч человек и составляет теперь примерно 630 тысяч человек. Подобная ситуация складывается прежде всего в результате сокращения удмуртских школ, классов с изучением удмуртского языка».

http://shmr.paideia.ru/co...tion/archives/000371.html


А эти - в области удмуртского языка шибко грамотные.

«Этимология слова Тылобурдо - «тыло»- огненный, «бурдо» - крыло, то есть «птица-огненное крыло». И в то же время, на удмуртском языке тылобурдо - означает обыкновенную птицу. Сказочные огненные птицы: феникс, жар-птица, сирин - ее родные сестры. Птицы, перелетающие из одного мира - в другой».

http://trali-vali.pp.ru/history/12.htm

Вообще-то на удмуртском языке тылыо-бурдо, впоследствии стянувшееся до тылобурдо, означает всего лишь ‘с перьями – с крыльями’ (по аналогии со эвфемистическим русским медведь ‘тот, кто мёд ест’). Но музыканты – люди творческие, и этимологию учили не по Лыткину.


«Влияние Страленберга отражается и на удмуртском языке,» – отметил в своем выступлении молодой удмуртский поэт – гость конференции Вячеслав Ар-Серги, прочитавший свое стихотворение на удмуртском языке.

http://gov.cap.ru/hierarh..../196/2544/4015/4288/4289

А влияние Геродота или Лао Цзы случайно на удмуртском языке не отражается?


Старый князь, узнав о провале карательной операции, запаниковал и бросился в бега, сопровождаемый отрядом удмуртов-кастратов, злее и преданнее которых нет воинов.

Удмуртов кастрировали ещё в утробе матери, оттого гормональный баланс этих и без того крепких массивных женоподобных людей ещё более усугублялся. Они были сродни укладчицам асфальта или водительницам слонов, но втрое их гибче и быстрее. Гибкость и быстрота также способствовали развитию пластики и как танцорам равных им тоже не было. В танце они могли всё. единственная их беда и слабость состояли в неуёмном желании спать. Спали удмурты-кастраты 23 часа в сутки, да так крепко, что урони такого в воду - проснётся лишь через час. Во сне удмурты почти переставали дышать и думать.

http://sohas.nm.ru/proects.files/pebe.htm

По-моему, это уже третий или четвёртый литературный “шедевр” на удмурсткие темы...


Журналист Нина Пузанова прославляет этнографа Владимира Владыкина.

Наслаждайтесь!

http://www.ng.ru/regions/2005-05-30/13_keeper.html


«Гырон быдтон» - древний обычай удмуртов, ему сотни лет. Звенят старинные песни. И если бы языческий божок осмелился выйти из «священного лога» (куда и по сей день иные люди идут для жертвоприношений), то увидел бы необычайно яркое зрелище. В белых расшитых рубахах выходят в центр поляны жрецы под звуки барабана. Возносят руки к небу, к солнцу и опускают их вниз к земле, прося дождя, плодородия, поклоняясь стихиям. Редко в рощу ступает нога человеческая. Деревья там не пилят сотни лет, и даже веточки не унесут, все еще окутан мраком языческого прошлого этот лес.

Сестры Дарья Охотникова и Анна Спасских из Монашево рассказали, как удмурты просят у языческого божка дождя, когда зной одолевает землю. Идут на реку. Мужчины хватают женщин и бросают их в воду, это как бы жертва. Конечно, те выбираются из воды промокшие, но довольные. Авось подсобили деревне - и засуха отступит.

http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=28&article=8718

И какие слова-то всё! "Древний обычай", "сотни лет", "языческий божок", "как бы жертва (sic!)


Шутки юмора от Натальи Смирновой.

Говорят, что в удмуртском и азербайджанском языках есть немало похожих слов, и это обстоятельство положительно сказывается на взаимопонимании двух народов, делает пребывание азербайджанцев в Ижевске более комфортным.

http://www.azerizv.az/article.php?id=2857

А ещё говорят, что башкиры раньше жили на Сахалине...


Слащаво-мифологическое эссе об удмуртах с элементами антисемитизма и антисоветизма

«Алексей, это для вас непременное примечание о национальности знакомого - хороший тон, для нас - нет. И когда я выделяла национальный состав класса моей дочери, я подразумевала вероисповедание. Татары у нас исповедуют ислам, евреи - иудаизм, немцы - лютеране. А как выделить удмуртов - не знаю, в основном, они - православные и очень давно. Но многие, как и некоторые русские здесь, дома придерживаются и языческих обрядов. Дуализм веры. Все как мирно в голове помещается и почти не путается.
Вы что хотели-то, Алексей? Узнать что-то конкретно?

Самые развязные и бесцеремонные националисты в интернете - евреи, а вовсе не удмурты.

И вот кто был гоним при советской власти, как и до нее - так это вовсе не евреи, а такие малые народы, как удмурты. Ну, может, и упустила я это маненько. А при советах только на моей памяти дважды вывески с национальными названиями типа "хлеб-нянь" срывали. Да и в президенты не дали выбраться удмурту, вполне культурному и порядочному человеку, хотя кому еще-то и выбираться было на такую представительскую должность?..

Сейчас в Думу еврея богатенького выбрали, а вовсе не удмурта. Так что вполне можете своим попенять. Нехорошо это.

Удмурты - очень застенчивый, деликатный народ, склонный к созерцанию природы и раздумьям о мире духов. Удмуртия - колыбель угро-финских народов. Отсюда вышли финны, эстонцы, венгры. Фольклорные ансамбли этих народов приезжают сюда летом и устраивают шумные праздники на природе с кумышкой и распеванием песен. Очень замечательно у них это получается.

Но удмурты не любят, когда тычут национальным или выставляют чье-то национальное, либо спекулируют на "интересе к культуре удмуртского народа". У них все естественно и от души. В перечислении того, чем должны радовать народы во вне рабочеее время, я упомянула здесь национальное удмуртское блюдо - перепечи.

При малейшем проявлении каких-то национальных удмуртских обычаев, какого-то желания поделиться с окружающими национальным фольклором или приметами - все культурные люди тут же эту тему подхватывают и развивают. Совершенно изумительные удмуртские фольклорные ансамбли и за рубежами дальними побывали, доедут до вас - не пропустите! Пляшут, на мой взгляд, лучше ансамюля Игоря Моисеева. Чудные камерные хоры - к хоровому пению склонность угро-финнских народов никаким коммунизмом не перебьешь. И я в студенческие годы пела в факультетском хоре удмуртские песни - очень весело!
Здесь есть и более древние ветви угро-финнов, например, бесермяне. Причем все замечательно уживаются с татарами, чувашами и мордвинами.
Мир велик, Алексей!»

http://www.lebed.com/gbarch/gb20040102.htm


Чуднóе признание от пастора церкви „Филадельфия“:

«Мы живём на удмуртской земле, по сути дела, находимся квартирантами у этого народа...»

(забыл точную ссылку: где-то на сайте filadelfia.ru)


Ижевский краевед Игорь Кобзев уже как-то удивлял нас своими этнографическими познаниями.

Теперь выясняется, что его лингвистические познания ничуть не хуже.

“Интересна история происхождения "неграмотного" произношения названия собственного города жителями нашего пролетарского города. Название его происходит от реки Иж, в дореволюционном написании – Ижъ. Буква Ъ (ер) – это твердая полугласная. Встарь она ставилась и посреди слов, за согласною, чтобы придать ей неясный, то есть неударный гласный звук. Например, слово молоко читалось бы как мълъко. Значит, учитывая орфографию, бытовавшую до 1917 года и следуя соответствующим правилам русского языка, в словах Ижъ, Ижевскъ, ижевецъ ударение ставится на первый слог – на ударную гласную. Наличие неударной гласной в слове Ижъ влечет за собой произведенное от него слово Ижевскъ, а не Ижскъ.”

http://www.dayudm.ru/lenta.php?id=12075

Охти мне гуманитарии наши доморощеные!..


Удмурты, как выяснилось, не только народность Крайнего Севера или земляки эскимосов, но и кацапы с раскосыми глазами:

...Власне “русскіх” чи москалів я не рухаю. Я не палаю до них особливою симпатією так само, як до турків, албанців, талібів, румунів і циган. Ну, не палаю і край. На тій самій підставі, що і євреї до німців. Ніхто ж не переконує єврея, що він конче має полюбити німця. Або українця.

Зате кацапів я граю і в хвіст, і в гриву. А різниця між москалями і кацапами та, що останні – це зовсім не москалі, а переважно хахли-перекінчики або євреї, тіпа Жиріновского, які соромляться свого єврейства і вдають із себе викінчених патріотів. Трапляються серед них марійці і мордовці, удмурти й чуваші, калмики і буряти, чукчі й ескімоси, які, блискаючи раскосимі глазамі, так люблять парассуждать “о русском духе”.

http://www.news.ce.lviv.ua/forum/?id=85


Удмурты – это ещё и служилые татары:

“Уникален и институт служилых татар, созданный ни кем иным как Дмитрием Донским (о чем редко кто знает, одна из бесчисленных тайн русско-татарских отношений). Служилый татарин-князь должен был являться на русскую войну со всеми своими "уланами, мурзами и всеми казаками". Служилые татары - не национальная и не этническая категория (правда, по Гумилеву, стереотипно, она может быть и этническая), а именно служебная категория. Чиновники той поры, как и современные, не различали нацменов и по большинству, татаро-монголам (т.е. половцам-кипчакам, булгарам, ордынцам, позже - ногаям и т.д.), записывали в служилые татары не только татар, но принимаемых на службу тюрков, монголоидов и угрофинов, особенно много было черемисов (удмуртов) и чувашей, а также - мордвы и марийцев”.

http://www.rspu.ryazan.ru/~dante/Mirrors/hrono/libris/lib_a/glava3.html


Удмурты – мучители животных:

“Я где-т рассказывала, как мне раз на жертвоприношении мне жутко курить хотелось, там с особой жестокостью на Выль (щас уж не помню, в начале августа это что, Ильин день видимо) удмурты барана расчленяли:( И потом это надо было сЪЕсть в вареном виде”.
http://voinenet.ru...

Очевидно, в представлении культурных городских девочек, шокированных впервые увиденным забоем скотины, удмурты должны были есть жертвенного барана в сыром виде...


“От Ижевского отделения партии (Партии Свободы, – ДСах.) выступал Игорь Агафонов. Он сравнил латышей с удмуртами, назвав их таким же «маленьким злобным племенем».
http://www.nrpr78.ru/articles/pskovpiket.htm

Вот не пойму – то ли он так удмуртов припечатал, то ли латышам польстил...


А это – уже фирменный евразийский бред от сторонников Александра Гельевича Дугина:

“...Возле реки помощник карта (марийского священника) Прокофий Александров взахлёб рассказывает на русском и марийском об Александре Герцене и средневековом путешественнике Олеарии, приезжавшим на Невду и на Гору много лет назад. Именно Герцен, проведя лингвистический анализ знакомых ему угро-финских языков, первым заявил, что этноним "москва" неславянского происхождения. На утраченном языке мерян, братьев марийцев, это слово обозначает "медведь". Также с угро-финского можно перевести и всё остальное: Ока, Вычегда, Муром, Вологда, Цна, Унжа, Вага, Кириши, Рочегда, Выкса, Кимры. Почему-то сегодня забыли, что в русском народе угро-финской крови от четверти до половины. Наряду со славянской, тюркской и литовской. Русские сложносоставной этнос, говорить о чистоте русской крови могут только клинические идиоты. Сердце Великороссии – Междуречье Оки и Волги, оно же колыбель и Родина угро-финнов, растворившихся в русском языке меря, муроме и мещере, подарившим русской культуре имя своего главного героя – Ильи Муромца.

Говорят, что наличие в русском народе угро-финнской крови одно из объяснений тотального русского пьянства, ведь у угро-финнов, как и у многих евразийских этносов отсутствует ген, ответственный за расщепления алкоголя. ”.
http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=2587


Галесник шутит:

“Удмуртская "Гялхичин мурдулак удмуртан" пишет о нестерпимой ситуации, сложившейся в республике вокруг изучения родного языка. "Из почти 1 456 567 читателей нашей республики ни один не знает, что означает название нашей газеты", — с горечью отмечает издание. И напоминает, что "Гялхичин мурдулак" — единственное в Удмуртии издание, вот уже более 50 лет выходящее на родном языке. Да и то лишь благодаря тому, что большую часть статей, обдуманных на чистом удмуртском языке, для удобства главного редактора и читателей все равно затем приходится перед публикацией переводить на русский.

"Еще один бич удмуртских изданий, — пишет газета, — регулярная зарплата, то есть (что практически одно и то же) алкоголизм. Большинство газет и журналов на удмуртском языке не доживают до 45 лет, — спиваются”.
http://www.beseder.ru/2005-07-28/6773



return_links(2); ?>

Подпишись!
Будь в курсе новостей сайта «Удмуртология»
и других удмуртских интернет-проектов


Рассылки Subscribe.Ru Рассылки Yahoo!
Новости удмуртского
национального интернета



Новости удмуртского
национального интернета


return_links(2); ?>

URL данной страницы:
http://www.udmurt.info/library/bred/bred-002.htm

return_links(); ?>

наш баннер
Udmurtology
каталоги
Rambler's Top100
Находится в каталоге Апорт
AllBest.Ru






WebList.Ru
 
Denis Sacharnych 2002-2009. Положение об использовании материалов сайта