некоммерческий независимый интернет-проект
УДМУРТОЛОГИЯ
удмуртский научно-культурный информационный портал
главная страница
новости портала
поиск

наши проекты

Изучение
удмуртского языка


Удмуртские шрифты и раскладки

Первый
удмуртский
форум


Каталог
удмуртских
сайтов


Удмуртский национальный интернет

Научная
библиотека


Геральдика
Удмуртии


Сайт Дениса
Сахарных


обратная связь
благодарности

дружественные
проекты

Википедия
удмурт кылын


Научный журнал
«ИДНАКАР»


Магазин
«Сделано в Удмуртии»


Ethnic Radio

РуссоВекс

Книги Удмуртии –
почтой


Удмурт блог
Романа Романова


UdmOrt.ru

Ошмесдинь
удмуртский форум

Денис Сахарных

КОЛЛЕКЦИЯ БРЕДА ОБ УДМУРТИИ, УДМУРТАХ,
ИХ СОСЕДЯХ И РОДСТВЕННИКАХ

Комментарий. Данная публикация представляет собой подборку материалов, опубликованных в разное время на “Первом удмуртском форуме”

Информация об Удмуртии и удмуртах, которую можно найти в сети, либо неполна и является частично устарелой, либо представляет собой откровенный бред. Рецензировать материалы, относящиеся к последней категории, не всегда возможно и нужно, но выявлять – следовало бы. С этой мыслью я и открываю рубрику.


Русские произошли от удмуртов
http://www.geocities.com/edinulus/genealogy.html

Имеется попытка отрецезировать сочинения, подобные этому, но боюсь, старания рецензента пропадут даром, и никого-то он не убедит...
http://www.brama.com/survey/messages/18232.html


Умные рассуждения о татарском происхождении южного наречия удмуртского языка и приписывание языку северных удмуртов особой униженности и исконности:
http://www.altlinux.ru/pi...ty/2002-April/050713.html


Чудеса этнофутуризьма

«25-28 июля в Ижевске (Удмуртия) прошла конференция по этнофутуризму.Что это такое никто из организаторов конференции, как показалось, не знал, но только интуитивно чувствовал. Благо на конференции присутствовала поэт из Эстонии Юлле Каукси - одна из создателей концепции этнофутуризма в Эстонии. Единственным свидетельством существования этнофутуризма в финно-угорском сообществе, а именно в его рамках он возник, была выставка молодых художников г.Ижевска. Как социальное явление он был формой проявления национального самосознания при распаде СССР и является наиболее сильным основанием для создания финно-угорского пространства (выделено мной, - ДСах.). Этнофутуризм является формой бытия национального в современности: он строится на парадоксе смешения двух языков – традиционной культуры и европейской. В Ижевске наиболее яркими представителями этнофутуризма являются график Ю. Лобанов – создатель герба и флага Удмуртии, другой национальной атрибутики. Касим Галиханов - арихитектор, Ольга Листратова - батик. Все эти художники используют в своем творчестве образы из удмуртских древностей. Интересна фигура Белых – главного художника первого удмуртского художественного фильма «Тень Алангасара». Работая над созданием фильма, реконструирующего образ удмуртских древностей, художник изучал свой родной язык заново (sic! – ДСах.). Параллельно работе над фильмом Белых рисовал картины, иллюстрирующие новый образ удмуртских древностей, создаваемый посредством фильма с помощью крупных удмуртских этнографов и лингвистов. В последнее время на общественных национальных мероприятиях Белых выполняет роль своеобразного жреца-шамана».

http://www.russ.ru/pegas/98-07-08.htm

Чувствуется, что автору русский язык сильно не родной ...


Интервью Никольской, Новицкой и Сельченковой на «Радио Маяк»
http://www.radiomayak.ru/schedules/116/7206.html

Полный «знак соляриса».


Специалист-финноугровед пишет на уровне провинциального журналиста (дело даже не в плохом русском языке статьи, а в содержании:

«Не все мордвины говорят на родном мордовском языке», «у... удмуртов сохраняется традиционное этническое верование, которое и в современное время является составной частью национального идентитета» и т.п.):

http://www.utu.fi/hum/sgr/VolgTietopakVen.htm


Шедевр. Не могу удержаться от того, чтобы не процитировать полностью.

Ковалева: К тому, что вы сказали: удмуртский народ – без будущего времени в языке.

Островский Ефим: Удмуртский народ так и живет.

Ковалева: Оказывается, у них в языке нет будущего времени.

Щедровицкий: И не только у них.

Островский Ефим: Поэтому они все – русские удмурты, иначе как бы они жили без русского языка, в котором есть будущее время. Я, конечно, не уничижительно, а наоборот, очень возвышительно говорю. Для этого им Русский Мир и нужен. Вообще очень многим людям, которые думают, что для них плох Русский мир, он необходим, потому что у них в языке нет будущего времени. Не только у удмуртов. Удмурты в этом признаются, а многие прикидываются, что у них есть в языке будущее время, не понимая того, что будущее время есть в очень немногих языках. «Пят, шэст – нэ большэ», да?

http://www-old.shkp.ru/archive/3Part2Glava1.htm

Да. Нэ больше.


На http://www.udmurtiya.intergrad.ru/histori.html – кое-что об удмуртах. Судя по особенностям языка этой статьи, мы имеем тут дело с плохим переводом из плохой книжки на английском языке):

«Они не имели никакого письменного языка, поэтому только с помощью невербального способа общения удмурты понимали друг друга»

Из этого следует, что удмурты общались между собой не то телепатически, не то языком жестов...


А мы-то, грешные, думали - просто платье, просто узор...

«Удмурты – народ финноугорский, а значит, обстоятельный, неторопливый и консервативный. Но жизнь не стоит на месте, поэтому Людмила создает и новые модели. Вот платье, вполне современное, но в нем соблюдены все традиции древней одежды. Посередине юбки идет полоса, которая выполняет роль оберега – защиты, не дающей злым духам проникать в средний мир. Фартук – средний мир. Ромбы на нем символизируют засеянное плодородное поле. Это мир человека: он здесь живет, работает, здесь родится урожай. Начиная от нагрудных, шейных украшений – мониста, идет верхний мир, высший мир, мир богов. Этот же мир символизирует и налобная повязка»

http://www.sgazeta.ru/200.../04-03/culture/cult1.html


Ещё один шедевр, но на сей раз - поэтический:

БАЛЛАДА ОБ УДМУРТЕ

Снег скрипит под ногами: март... март...
а за чёрной чертой, в амальгаме,
миллиарды бильярдных морд, –
тычась в лед, но с той стороны Луны,
где морям и пустыням мы верить должны
только на слово, –
всё твердят о каких-то нашествиях орд,
и сидит под сосной удмурт,
в сердце зарево унялось,
белка, милая, лё-лё-лё,
волк, медведица, заяц, лось:
маслу – маслово.

Говорят, мир по эту сторону и по ту,
дольний мир, говорят ему, горний град,
ну, а тот, что, как брод в аду,
под ногами горит,
он с какой стороны? –
сам себе говорит,
просыпаясь в поту,
друг, товарищ и брат.
С третьей – с той стороны вины.

Шепчет в бороду белиберду,
видя наст наверху и звёздные войны в нас,
и глядит себе под ноги,
где раззявится – раз! – подлая подволочь подвига,
где подвалит подвыпивши – два! –
бортовая братва,
станет спорить: а, по фигу!
и карманы все вывернет, на, смотри:
ищешь душу? ату!

Ворон карком мешает охотнику,
боров Бисмарк уснуть не даст плотнику,
тепло в ватнике, выйдешь в темь:
где вы, лось, медведица, заяц?
немь, вонзаясь в гортань, горчит:
племя? пламя? – кричмя кричит...
Но летящего лечат лучами
в простынях пустынь,
поначалу остынь, от земли отстань,
ранним утром встань –
и иди по нивам лазоревым.

Что есть зарево? розовым срезом вины
смотрит истина – верите? иссиня-чёрными
из-под чёлки очами,
непокорными водит от темна до темна,
видит всё, а стемнеет – и ввысь она
лыжами горными, кряжами старыми
улетает – и остаются все,
колесо в колесе, один на один
с диковатой свободой... а жизнь – за плечами,
за морями, горами, заборами,
табунами, стадами, отарами.

И сидит под сосной удмурт.
А сосна скрипит: мёртв... мёртв...
Белка, милая, лё-лё-лё.

http://www.vavilon.ru/texts/prokopiev1.html


Удмуртское тату (http://www.maxidoz.narod.ru/tattoo/pr.htm):

«Дальнейший ход развития татуировки проследить трудно, и основные сведения о ней приходятся на азиатскую часть СНГ. Связаны они с хантами, мансями, удмуртами и жителями крайнего севера, о которых известно, что они были татуированы вплоть до начала нашего века».

Вятские страдания (http://www.vigvam.nm.ru/v...les/kommal/km-vatskie.htm):

«Вятская земля стремительно уменьшалась во все годы советской и демократической власти. Вот вид из космоса на вятскую землю, она же всех красивее, это ж видно: голубые ленты Камы и Вятки, а Кама при впадении в Волгу шире Волги многократно, и только наша вятская скромность до сих пор мешает потребовать, чтобы Волга от устья Камы и до Каспийского моря называлась Вяткой. Но к делу. Где, братья, Глазовский уезд, где Воткинск? Уже Удмуртия. Где вятское Понизовье, откуда мы ходили побеждать Золотую Орду в средние века, где? Уже Татарстан. А где Царевококшайск? То вообще Марий Эл. Это все отписано, отобрано у нас, по какому праву? Что, мы, может, плохо жили с черемисами - теперешними марийцами, или с удмуртами - тогдашними вотяками? Нет, отлично. Ну, были домашние разборки, с кем не бывает. Так и сами черемисы делились, луговые были и были лесные, отношения выясняли. Как, например, чукчи береговые и чукчи морские...»

Нечто политическое....

«Глазьев - удмурт по национальности, и ему вообще глубоко наплевать на наш Русский народ» (http://atvr.ru.mastertest.../thread.php?0309206175210).

Обычно в удмуртском происхождении раньше подозревали Ленина (напр., «он [Ильич] наполовину еврей, наполовину удмурт» http://www.playwright.narod.ru/posol.html


Я ещё понимаю, когда толкуют о не имевшей на самом деле никогда места латинизации удмуртского письма (это распространённая ошибка), но вот насчёт азбуки Стефана Пермского грамотный человек ошибаться вроде бы никак не должен...

«Во всяком случае в 1932 году были заменены на латиницу, а в 1935-м возвращены на русскую основу коми-зырянский и удмуртские языки. Напомним, что зырянскую азбуку на кириллической основе составил ещё в XIV веке св. Стефан Пермский...»

http://www.aval.ru/Slovo....6d890032221a?OpenDocument


Фоменкология по-удмуртски:.

«Северной Германией правили Ингевоны, пришедшие из-за Урала. Скандинавское имя Эрик переводится с удмуртского языка, как «свобода, воля». (Эрик Рыжий – первооткрыватель Америки, открывший её за 500 лет до Колумба). Фамилия польского деятеля Бур–Каминский так же объясняется из удмуртского языка: «бур» - хороший, добрый. Название европейского государства Дания – от финно-угорского слова «дан» - честь, слава, почёт, уважение»

http://frolov-vlad.narod.ru/ugrows-time.htm


«На состоявшейся в конце сентября в Ижевске Второй всероссийской научной конференции «Культуральные и этнические проблемы психического здоровья» ученые также высказали мнение, что тайны «удмуртского суицида» следует искать в национально-культурных традициях этого народа. Заведующий психоневрологическим отделением республиканской клинической психиатрической больницы Александр Лазебник обратил внимание на то, что в этнографических источниках имеются ссылки на частые случаи повешений у удмуртов. Веревка же, которую используют самоубийцы, в удмуртских преданиях наделяется магическими свойствами. Наконец, до сих пор в удмуртском языке отсутствуют слова, обозначающие такие способы суицида, как отравление, самопорез и некоторые другие. Слово же «повешение», по всей видимости, имеет очень древнее происхождение, о чем свидетельствует древний удмуртский ритуал, в котором существует особая техника снятия повесившегося»

http://ersia.narod.ru/suicide/su04/su0006.html


Ну-ну.


А это уже из жанра фэнтези:

«Заканчивая краткое описание политико-религиозной ситуации в Мордовии, Чувашии, Удмуртии и Марий Эл, следует отметить существование мощного языческого фактора, наличие которого может реально влиять не только на внутриреспубликанскую политику. В какой же религиозной форме окончательно закрепится национальное самосознание? Группировкам какой религиозной ориентации будет принадлежать власть?

Христианство в его православном изложении сможет укорениться только в случае уважения к национально-культурным особенностям и незамедлительного перевода богослужения на местные языки. Требуется искреннее желание епархиальных архиереев, время и значительные финансовые затраты на создание качественных переводов, соответствующих богословской глубине православия, а также на подготовку квалифицированных священнослужителей из числа коренного населения. Но даже при наличии желания и денег на это уйдут годы. За это время языческие верования, поддерживаемые государством и обществом, получат письменное культурное закрепление и укоренятся в народе.

В этой ситуации Марий Эл, уже сегодня являющаяся центром притяжения для язычников из других автономных республик России: Мордовии, Чувашии, Удмуртии — станет определенным духовным ядром, вокруг которого смогут собраться национальные движения поволжских народов. Общая языческая вера, при стечении ряда политических обстоятельств, может привести к созданию сепаратистски настроенного межэтнического союза или объединения национальных движений поволжских народов. Вера предков будет использована в качестве объединяющей идеологической базы. В этом случае «языческий фактор» заговорит в полный голос и заставит прислушаться к себе всю Россию»

http://good-news.ru/ru_li...ib/spirit_in_russia_7.htm

Закусывать надо!


Одна из жемчужин коллекции:


«Это Водяной-подземный бык-ош в виде массивного ящероподобного существа с причудливым телом на коротких лапах. На голове изображен длинный, изогнутый рог. Это существо есть мифологический повелитель нижнего мира. Струящимися, текущими линиями водных стихий в вечном космическом круговороте природы это сказочное существо соединяется с верхним и средним мирами. От Блеска чешуи рыбы, ящера, духа Калмеза (кал-рыба, мез-человек) — фигуры с рыбами, находящимися в его чреве, сидящим на нем человеко-лосем в окружении лосиных голов и птиц исходят два луча, как путеводные нити в этом мироздании. Серебряные волны символизируют реку Калмез и вечно меняющуюся реку жизни»

http://www.suri.ee/etnofutu/3/doc/lobanov.html

Рекомендации насчёт «закусывать» тут, похоже, уже сильно запоздали...


«С XVII века удмуртов считают православными христианами, но долгое время они придерживались более древних верований. Любопытно, что в удмуртском языческом пантеоне большое количество богов, божеств, духов и различных мифических существ. Верховное божество - Инмар, ему противостоит Керемет, требующий жертвоприношений»

http://www.orprus.ru/press_140.shtml

Ладно хоть не написали: «требующий человеческих жертвоприношений»...


Опять про мифические свидетельства арабов об удмурстких древностях. Ну сколько можно-то!

«Свое название республика получила от народа, издревле проживающего в этих местах – удмуртов.

На территории современной Удмуртии первые постоянные поселения появились за 8-6 тыс. лет до нашей эры. Обитатели удмуртского Прикамья были известны грекам по торговым связям уже в V веке до нашей эры, а позднее о них узнали китайцы и египтяне. В VI – IX вв. происходит формирование удмуртского этноса (древнее название удмуртов – ары, веды, ведины, аряне, люди арские, отяки, вотяки).

Самое раннее упоминание о земле аров относится к 1136 г. Арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати в описании пути в Восточную и Центральную Европу (1131-1153) отмечает: «А у него (Булгара) … есть другая область, которую называют Арв, в ней охотятся на бобров, горностаев и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров».

Первое русское летописное сообщение об удмуртах относится к концу XIV века».

http://www.udmgossovet.ru...o_o_respublike/index.html


Страдания какой-то ижевской дамочки:

«Говорят, что заезжие чиновники из Татарстана были удивлены тем, как много внимания уделяется Президентом Удмуртской Республики национальной политике. Внимание - это, конечно, хорошо, но вот приезжаешь в города Татарстана и сразу чуешь татарский дух: повсеместно звучит татарская речь, названия улиц можно прочитать как по-русски, так и по-татарски, магазины, как правило, называются только по-татарски, русскому и невдомек, что там продают, только опытным путем (то есть зайти и посмотреть) можно определить, что там предлагают. Да и статус у Татарии в составе Российской Федерации особый, и коренного населения побольше будет, чем в нашей родной республике...»

http://ckc.udmlink.ru (просмотрено 26 ноября 2003 г.)

В общем, как писалось в листовках перед первыми президентскими выборами в Удмуртии: «Вы хотите жить, как в Татарстане и Башкортостане?». Она хочет. Но, увы, не молчит.


Байки об удмуртской старине:

«Впервые о древних предках удмуртов-арах писали в IX - XII вв. арабские путешественники, купцы, миссионеры, как о жителях страны Арсания с главным городом - Арса, который находится на высокой укреплённой горе; у народа Арсании есть свой царь; жители страны - охотники, ремесленники - ведут оживлённую торговлю с купцами южных стран, но никого из чужеземцев в свою землю не пускают.

Во все времена Нижнее Прикамье населяли финно-угорские племена, составлявшие основную часть удмуртского народа. Из-за угрозы уничтожения разноязычными племенами и народами, наступавшими в Волго-Камье, нижнекамские и привятские удмурты в конце I тыс.н.э. объединились и создали своё государство - княжество с центром в Арске.

Арское (Удмуртское) княжество, существовавшее в составе Булгарского государства, позже - Казанского ханства, имело особое положение - определённую самостоятельность и автономию. Ни одно важнейшее событие в ханстве не проходило без участия арских князей, особенно это ярко проявилось в дни Казанской войны с русскими войсками...»

http://www.alexankomarov.narod.ru/arsk_r.htm


«Калмез» — это одно из двух больших делений удмуртов на 2 группы, восходящее к тотемным названиям. Калмез, Каламиес, Калмеес, Каалембер, Калапаев,— это богатейшая информация о традиционных представлениях как удмуртов, так и других финно-угров об идеальном устройстве мира: человек — общество — природа, несущий огромный диапазон широкого художественного обобщения символа (человек-рыба, рыба-человек), составляющий одну из граней совершенного мироустройства финно-угров в условиях Великого Леса, Великой Реки».

http://i-art.udmlink.ru/news/odoma.htm

Сурово! Самое забавное, что можно практически со 100%-ной точностью указать на автора нехитрой мысли – давшей, однако, начало масштабной мозговой работе, великолепный образец плодов которой был процитирован выше – а именно, предположения, что удмуртское слово Калмез есть не что иное, как финское kalamies ‘рыбак’. Это – жена нашего известного литературного критика Андрея Бутолина, финка по национальности. Очевидное созвучие никак не связанных между собой по происхождению слов и дало пищу для буйной фантазии местночтимых авторов.


«В финно-угорской культуры есть ценное качество - видеть человека в его растворении с природой, в духе нерасторжимости с миром, она видит его прежде всего как представителя этнического сообщества, а не самодостаточную личность. И в этом входит в противоречие с усредненным европейским реализмом, где важен конкретный человек, его социально-психологические особенности».

http://i-art.udmlink.ru/txt/etnofutu-rozen1.htm

Интересно, а что такое «финно-угорская культура»?


Удмуртская легенда о Матери Солнца

«Шунды Мумы. Мать солнца. Молодой Шунды был капризным и своенравным. Он то уходил далеко от Земли, и тогда наступали Мрак и Ледник, то приближался к ней, и тогда наступал Потоп. В мире царили Хаос и неопределенность. Взмолилась тогда Мать Земли (Музъем Мумы), обратилась она к Шунды Мумы с просьбой образумить ее нерадивого сына. Горе и разор всему живому рождает его разгульный образ жизни.
Вняла Шунды Мумы мольбам Матери Земли и взяла в свои руки весь небесный свод, установила своему сыну Шунды извечную дорогу, по которой и должна протекать его жизнь, не принося никому зла, а одно лишь благо.

С тех пор солнце вовремя всходит и заходит, вовремя наступают день и ночь, утренняя и вечерняя зори. Лето сменяется осенью, а зима весной.

Таков удмуртский миф об установлении Миропорядка, основе Мира, которая заключается в долге и ответственности…»
http://svoedelo.udm.ru/delo/34/ , см. ещё http://idnakar.glazov.net/galery/page2.htm

Эта высосанная из пальца ахинея напомнила мне что-то родное, до боли знакомое…

Легенда озера Иссык-Куль

«…Старый каракалпак Ухум Бухеев рассказал мне эту легенду, овеянную дыханием веков. Двести тысяч четыреста восемьдесят пять лун тому назад молодая, быстроногая, как джейран (горный баран), жена хана красавица Сумбурун горячо полюбила молодого нукера Ай-Булака. Велико было горе старого хана, когда он узнал об измене горячо любимой жены. Старик двенадцать лун возносил молитвы, а потом со слезами на глазах запечатал красавицу в бочку и, привязав к ней слиток чистого золота весом в семь джасасын (18 кило), бросил драгоценную ношу в горное озеро. С тех пор озеро и получило свое имя - Иссык-Куль, что значит «Сердце красавицы склонно к измене»...
Ян Скамейкин-Сарматский (Поршень)

– Ведь верно? – спрашивал Гаргантюа, показывая выхваченные у братьев бумажки. – Ведь правильно?

– Конечно, возмутительно! – отвечал Паламидов. – Как вы смели написать легенду после всего, что было говорено? По-вашему, Иссык-Куль переводится как «Сердце красавицы склонно к измене и перемене»? Ой ли! Не наврал ли вам липовый кара-калпак Ухум Бухеев? Не звучит ли это название таким образом: «Не бросайте молодых красавиц в озеро, а бросайте в озеро легковерных корреспондентов, поддающихся губительному влиянию экзотики»?..

Илья Ильф, Евгений Петров. Золотой телёнок

Бросать сочинителей «древнейших мифов и легенд» в озеро – не такой уж и плохой совет!


Старый мастер

В давние времена из далеких стран, из бурлящих глубин арабского Востока, двинулись в неведомые края утомленные войнами и всевозможными бедствиями башарманы. Они не любили воевать и хотели отыскать на земле тихое место, где можно было бы спокойно жить, работать и растить своих детей. Очень долго место такое не находилось. Текло время, двигалось пространство, сменялись поколения, общение с чужими народами разбавляло кровь, коверкало язык и изменяло жизненный уклад.
Никто из живущих вотов не помнил, когда башарманы поселились на земле рода Гондыр. Теперь уже казалось, что их бедное селение всегда стояло на другом берегу Серебряной, напротив Куалын-горы. Башарманы были хорошими соседями, свободно говорили на вотском языке, поклонялись вотским богам, исправно платили дань ваткарскому князю.

Их чужеземное прошлое сказывалось лишь в некоторой смуглости кожи, в необычных для вотского уха песнях и в пристрастии к глине. Воты тоже знали, как с ней обращаться , их женщины весьма искусно делали горшки и прочую посуду, для крепости добавляя в глину толченые раковины и мелкие камешки. Но башарманы, помимо этого, умели лепить и обжигать удивительные маленькие фигурки.
Вот и сегодня, накануне весеннего праздника шийлык, старый башарманин Шелеп приготовил большую доску обожженных и раскрашенных изваяний. Шийлык был для него двойным праздником, одним из немногих событий в году, когда всякий желающий может украсить свой домашний очаг новыми фигурками родовых покровителей или общих вотских богов, если старые разбились, потерялись или надоели. Это можно сделать еще в дни богатой тризны, но, слава великим богам, все знатные воты из ныне живущих здоровы и не стремятся на погребальный костер.

Шелеп перебирал и придирчиво осматривал творенья рук своих: ведь завтра, когда в Ваткаре соберутся гости из всех вотских племен, можно будет выгодно продать или обменять их. Но надеяться на это можно в том случае, если работа его понравится покупателям.

Вот Музъеммумы, Мать Земли — ее черная, широкая внизу юбка украшена зелеными узорами, руки согнуты в локтях, неподвижен и спокоен строгий взгляд черных очей.

Вот Шундымумы, Мать Солнца — на ее желтой юбке красные сплющенные ромбы.

Вот Вукумы, Мать Воды — ее темно-синяя юбка изрисована черными волнистыми линиями.

А вот Инмумы, Мать Неба — у этой на голубой юбке красные круги.

Верховный жрец Уктын должен взять эти фигурки, чтобы обновить убранство Баздым Куалы.

А вот олени для вотов Нижнего племени — от этих лесных красавцев ведут нижние воты свое начало.

Воты со среднего теченья Полой речки купят пестро раскрашенных козлов, а вотам Верхнего племени, где вождем молодой Келей, наверняка понравятся эти красавицы-утки. Чуть дальше стоят размалеванные кони для жителей Просяной речки. Но чаще всего на доске Шелепа встречается медведь — покровитель рода Гондыр.

Старый мастер еще раз оглядел свои детища и остался доволен. Если немного переставить их, то его доска совсем похожа на настоящую жизнь. Благодушно посмеиваясь, он начал перемещать фигурки. Медведь — хозяин леса, а род Гондыр — повелитель всех северных вотов. Значит, медведей надо в середину доски. Вот этот, самый большой и толстый, вполне похож на Выра. А этот осанистый коротышка смахивает чем-то на Келея. Еще один, высокий и тощий, вполне сойдет за Ларо, вождя Нижнего племени. А вот и Уктын — вставай сюда, голубь.

Вокруг ваткарских медведей — остальной мелкий народец, все эти кони, козлы, утки, олени и петухи. По краю же доски выстроились фигуры богинь, они словно охраняли пестрое глиняное скопище, а вместе с ним и весь народ северных вотов от бед и напастей. Да, без поддержки и помощи великих небесных сил немыслима жизнь в этих краях. Они охраняют живущих, дарят им свет, тепло, воду и пищу.
Когда работа была закончена, Шелеп почувствовал: что-то не так, что-то не схоже на доске его с настоящей жизнью. Подумав немного, он улыбнулся, повернулся к полке и взял в руки еще одну фигурку. Это была Толэзьмумы, Богиня Луны. Ее темно-синяя юбка украшалась серебряно-белыми кругами. Дочь князя, красавица Люльпу, подумал Шелеп и, раздвинув глиняных медведей, осторожно поставил изящное изваяние в самой середине доски. Вот теперь картина казалась законченной и совсем правильной.

По давней привычке, прежде чем лечь спать, старый мастер вышел на улицу подышать вольным воздухом. Он сел на лавочку, блаженно вытянул ноги и вгляделся в сумрак ночи. Весна в этом году была ранней и дружной, речное половодье подступило к самым домам башарманского селения. От смутно светлевшей водной глади веяло свежестью, слышны были плеск и неугомонное бормотанье бурных весенних струй.

Ваткарский князь Выр несколько раз предлагал башарманам перебраться на сухую горную сторону, обещал помочь в расчистке леса по берегам Колыны-шур. Но башарманы всякий раз благодарили князя за заботу и отказывались — они нашли свое тихое место и приросли к нему всеми своими корнями.

Приглушенные пространством звуки привлекли внимание Шелепа. Он пристальнее вгляделся в сумрак ночи, сквозь который таинственно чернело косматое тело Куалын-горы. Вот из лесных зарослей пророс живой букет огненных цветов, который с топотом, криками и свистом двинулся в сторону Бадзым Куалы. Вот на какое-то время высветилась на самом краю обрыва крохотная человеческая фигура…

Шелеп знал: накануне праздника шийлык молодежь изгоняет из домов и прочих построек нечистую силу. Огненный букет летит над Куалын-горой — значит, все идет как всегда, праздник обязательно будет, он уже начался. Ну что ж, старый Шелеп готов к празднику и может спокойно спать в эту весеннюю ночь.

http://www.openweb.ru/debut/master.html


Древнее святилище удмуртов
http://ladoga100.lab-r.com/about_us/udm_svet.htm

Интересно, что специфические тексты вроде этого («…несмотря на то, что удмуртский этнос оказался надолго разделен между двумя государствами – русским и татарским, а очаг языческой религии – зажатым между христианским и исламским миром, этот народ сумел уберечь свою самобытную культуру, а в отдалённых лесных деревнях аутентичная (? – ДСах.) религиозная традиция удмуртов сохраняется и поныне…»), сопровождаются иногда весьма интересными иллюстрациями. На той же странице есть две симпатичные фотографии священного места (1958 год).


Пополняем нашу коллекцию.

«Территория (ареол обитания удмуртов, извините за выражение) и удмурты образуют симбиоз. Как сложилось это исторически - пока гадать не будем. То ли наличие симбиоза сделало удмуртов интравертами, то ли наоборот - интревертность удмуртов позволила образоваться симбиозу, неважно (это спор о курице и яйце). Отдельные элементы функционирования симбиоза:

а) удмурты имеют открытый или полуоткрытый доступ к земным энергиям - этим можно объяснить почему так много ведуний;

б)если удмурт уже и на подсознательном уровне отказывается от жизни в симбиозе, то система удаляет его через сиуцид - высок его уровень, однако;

в)если на территорию приходит чужак то удмурт становится в боевую позу (мысленно, конечно, а то и вовсе подсознательно) - отсюда упомянутое мною замыкание на себе. При этом, очевидно, на энергетическом уровне начинаются нападки на чужака и тот чувствует раздражение, которое связывает с говором, внешностью или еще чем то, а то и вовсе испытвает страх (не этим ли объясняется Мултанское дело, которое как правило оценивается с политической точки зрения). В качестве чужака может выступать любой человек с психологией покорителя - исторически сложилось, что это в подавляющем большинстве русские.

г) если удмурт покидает территорию, то с него снимаются функции защитника, и он перестает на внутренних планах атаковать чужаков, а его вышеупомянутые особенности воспринимаются окружающими спокойно»

http://talks.mark-itt.ru/...reply/3/000082.cgi/000058

Прочие постинги на этой странице тоже дивно хороши.


Белорусские теоретизирования о роли удмуртов в происхождении русского народа. Воистину, «нет на прорву карантина»!

«Паводле «Аповесці мінулых гадоў» на расейскай тэрыторыі жыло толькі адно славянскае племя: славены Ноўгарада. Прычым яно, трэба думаць, было зусім невялічкім, бо з прыходам варагаў змяніла сваю назву на «русь»: «И от техъ варягъ прозвася Руская земля, новугородьци, ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, преже бо бъша словени» (Изборник, с.34). Затое фіна-вугорскіх плямёнаў, згодна з тым жа творам, было аж некалькі: чудзь, весь, мурама, мера. Праўда, афіцыйны пункт гледжання такі, што з плямёнаў, якія ўвайшлі ў склад расейцаў, славянскімі былі яшчэ ўсходнія крывічы ды вяцічы. Шмат пораху траціць У.Чывіліхін, каб давесці, быццам вяцічы - тое самае слова, што і венеды, лацінская назва старажытных славян (гл. В.Чивилихин. Память. Роман-газета, 1982, Nо.17, с.37-40). Але што агульнага ў гэтых двух словах, апрача першае літары? А тым часам удмурты здаўна падзяляліся на дзве вялікія групы - КАЛМЕЗ і ВАТКА (М.Г.Атаманов. Удмуртская ономастика. Ижевск, 1988, с.18). Яшчэ ў другой палове ХVІІІ стагоддзя ўдмурты жылі і ў Сярэднім Паволжы (В.М.Кабузан. Народы России в ХVІІІ веке. Численность и этнический состав. М., 1990, с.140). Вельмі падобна, што жылі яны і на тэрыторыі будучай Масквы. Тут была, напрыклад, вёска Бутырка. Гэтая назва асацыіруецца цяпер са змрочным астрожным замкам, дзе давялося пакутаваць і нашаму Францу Аляхновічу. А па-ўдмурцку БУТЫРКА - «кучаравы».

Ці будзе хто аспрэчваць, што ВАТКА куды бліжэйшае да ВЯЦІЧЫ, чым венеды? Славянскі суфікс «-іч» у ВЯЦІЧЫ не сведчыць пра славянскасць КОРАНЯ, суфікс мог быць далучаны славянамі. На такую думку наводзіць наступны факт. У першым творы старажытнарасейскай літаратуры «Слово о погибели Рускыя земли» сярод розных пералічаных аўтарам плямёнаў згадваюцца і «Тоймичи погании» (Изборник, с.326). Каментатар зазначае: «Тоймічы - адно з фінскіх плямёнаў, што жылі на р.Тойме, доплыве Паўночнай Дзвіны» (тамсама, с.738). Дык чаму не магло атрымацца Вяцічы з Ватка, як Тоймічы з Тойма? А археолаг піша: «Відавочна, пэўныя славянскія групы сярэднявечча, напрыклад, вяцічы і ўсходнія крывічы, уяўлялі сабою не столькі славян, колькі асіміляванае славянамі фінскае насельніцтва» (Т.И.Алексеева. Антропологический состав восточно-славянских народов и проблема их происхождения. У кн.: Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии. М., 1974, с.74)

http://txt.knihi.com/vy/mova.html


Удмуртский – вымерший язык

«Единственный язык, по слухам хоть как-то сохранивший сходство с мадьярским, – удмуртский, но на нём практически никто уже не говорит, так что проверить эти слухи возможным не представляется».

http://gorelik.andrewz.org/Czech/other.htm


Удмурты и эскимосы происходят из Монголии

To a Westerner, a typical Udmurt might remind us of an Eskimo: pre-Udmurts, according to some theories, migrated about 8,000 years ago from northern Mongolia where the Eskimos also originated, through Siberia to the Urals. Other anthropologists consider the Udmurts to be Indo-European. From here the Hungarians, Finns and Estonians migrated westward about 1,000 years ago.

http://www.mark-itt.ru/Udmurtia/hosken.html


Бывают же люди!...

My Russian is not bad, but I need practice.
My reason for learning Finnish is because I bought a Finnish text-book for Udmurt language, so I need to learn Finnish, otherwise I can’t learn Udmurt.
http://www.mylanguageexchange.com/Member/3541.asp

Сурово...


Ещё один великий удмурт

«...Вы бы стали кричать, что русский язык отсталый, собачий и вымирающий, что в церковь ходить преступление, а молится надо бюсту великого удмуртского мурзы - Путин-бею? Я думаю вы бы тоже подняли восстание и резали бы удмуртов (пусть на меня не обидятся представители этой нации - их я взял для примера, на их месте можете представить себе масаев, тунгусов, каряков или хоть марсиан)»

http://forum.gala.net/?pa...&ff=1003&tt=7187&pagen=10


Без комментариев.

«Самодурство, царящее в стенах Удмуртского государственного университета, в период сдачи вступительных экзаменов достигло своего апогея. ...Как нам стало известно, в недрах УдГУ созрел настоящий скандал, дискриминирующий представителей не русской национальности. Впервые за всю историю вступительных экзаменов абитуриентам было запрещено писать изложение и сочинение на удмуртском и других языках, кроме русского.

Приемная комиссия объясняет свои действия неким документом, якобы пришедшим из министерства народного образования РФ, который и регламентирует подобные условия. Однако имеются большие сомнения относительно реального существования такой бумаги. По крайней мере, ряд преподавателей, с которыми мы говорили, никогда не видели сего странного документа. По мнению старшего преподавателя кафедры литературы Александра Грачева, за действиями Приемной комиссии стоит желание получить максимальную выгоду от денежной вступительной поры. ’Это противоречит всем нормальным человеческим отношениям, моральным и этическим принципам, - считает Александр Петрович. - Притеснение удмуртского населения достигло своего предела, и русская интеллигенция должна защитить удмуртскую интеллигенцию, иначе ей не сможет помочь никто!’

В первую очередь дикое нововведение отразилось на финно-угорском составе абитуриентов. В течение нескольких лет, например при поступлении на удмуртское отделение факультета журналистики, соискатели диплома о высшем образовании писали сочинение на родном языке. В этом году они с полной уверенностью, что схема осталась прежней, попали в тупик. Больше половины поступающих получили за свои письменные на русском языке двойки.

Вот вам и реальная возможность заработать. Готовился на удмуртском, извини - правила не позволяют. Будь добр пиши на великом и могучем. Нет уверенности в положительном результате - плати деньги, и проблем с положительной оценкой не будет. И это несмотря на то, что, скорее всего, никакого документа, определяющего язык, на котором будет писать абитуриент, в природе не существует.

Впрочем, если даже такой документ и есть, то он полностью противоречит закону о языках Удмуртской Республики. Достаточно рассмотреть лишь несколько его пунктов. Так, в статье 1 об основных понятиях, используемых в настоящем законе, значится: ’Государственные языки УР - русский и удмуртский языки, применяемые на территории Удмуртской Республики в качестве средства общения...’ То есть абитуриент вправе изъясняться, писать, сдавать письменные экзамены на родном для него языке, как то определяет закон.

А ежели члены приемной комиссии не могут компетентно оценить работу в силу слабого знания удмуртского языка - это, как говорится, их личная проблема, которая никоим образом не должна отражаться на оценке знаний абитуриента. Об этом сказано и в статье 4 пункте 3 закона о языках: ’На территории Удмуртской Республики знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых и иных прав граждан’. Тем более, что закон гарантирует использование родного языка на территории Удмуртии.

И уж совсем непонятно и дико решение приемной комиссии, если учесть, что: ’Русский и удмуртский языки как учебные предметы изучаются и преподаются в образовательных учреждениях, расположенных на территории Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики’ (ст. 7 п. 2 закона о языках).

...Удивительна и позиция недавно переизбранного на очередной срок ректора УдГУ. Трудно поверить, что борец за престиж и элитность вуза г-н Журавлев не знает о происходящем. А если знает, то, получается, просто закрывает глаза? Ведь известно, что закрытые глаза - тоже способ заработать. Молчание, как и попустительство и осознанное игнорирование ситуаций, стоит денег, причем немалых».

http://eduworld.udm.net/n...ws/archiv/pressa29_07.htm


Финно-угорские страдания

«В России... национальное большинство не замечает финноугров, не понимает их. Потому и самим представителям финноугорских народов начинает казаться, что русским быть проще, и делает выбор в пользу ассимиляции».

http://www.moles.ee/04/Aug/19/5-2.php

Ах, какие всё-таки злые эти русские!


На IV Всемирном конгрессе финно-угорских народов в таллинне выступил Еремей Айпин, вице-президент Международной Ассоциации финно-угорских писателей с докладом «О сохранении государственности обских угров, остяков и вогулов для будущих поколений (Об этапах государственности обских угров, остяков и вогулов от эпохи мезолита (так! – ДСах.) до наших дней)».

http://www.regnum.ru/allnews/310009.html

Без комментариев.


Этнографические байки.

«...Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье». Эта посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. Она играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало. Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело»

http://www.ng.ru/regions/...004-03-15/13_izhevsk.html


Три в одном: якобы археология, якобы история, якобы этнология...

«...Территория Удмуртии заселялась с эпохи мезолита. Этническая принадлежность древнего населения не установлена. Основой для формирования древних удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камья. В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения (индоиранские, угорские, раннетюркские, славянские, позднетюркские). Истоки этногенеза восходят к ананьинской археологической культуре (8—3 вв. до н. э.). В этническом отношении она представляла собой ещё не распавшуюся, главным образом финно-пермскую общность...

В результате контактов с индоиранскими племенами ананьинцы переняли от них более развитые формы хозяйствования. Скотоводство и земледелие вместе с охотой и рыболовством заняли ведущее место в хозяйстве пермского нас. На рубеже н. э. на основе ананьинской культуры вырастает ряд прикамских локальных культур. Среди них наибольшее значение для этногенеза удмуртов имела пьяноборская (3 в. до н. э. — 2 в. н. э.), с которой у удмуртов обнаруживается неразрывная генетическая связь. Во 2-й пол. 1-го тыс. н. э. на базе поздне-пьяноборских вариантов (поломская, азелинская культуры) оформляется древнеудмуртская этноязыковая общность, которая располагалась, вероятно, в бассейне нижнего и среднего течения р. Вятки и её притоков. Верхним рубежом археологии удмуртов является чепецкая культура (9—15 вв.)...

Наряду с официальным христианством, у удмуртов длительное время сохранялись самобытные формы религиозных воззрений, которые группировались вокруг семейно-родовых и аграрных культов. Семейно-родовые культы подразделялись на культ семейно-родовых святынь и культ предков, типологически соответствующие материнскому и отцовскому роду...

Аграрные культы — совокупность обрядов, жертвоприношений, заклинаний с целью стимулирования плодородия земли. Наряду с календарными проводились и экстраординарные моления по случаю засухи, града, эпизоотии и т. д. Для удмуртского пантеона было характерно большое количествово богов, божеств, духов и различных мифологических существ (их общее число около 40). Гл. из них был Инмар — бог неба, Калдысин — бог земли, Куазь — бог погоды. Кроме того, почитались небожительницы: Шунды-мумы — Мать солнца, Гудыри мумы — Мать грома, Инву мумы — Мать небесной влаги, Нюлэсмурт — Хозяин леса, Вумурт — Хозяин воды...»

http://www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=277


Байки о советской инквизиции.

«30-е годы печально знамениты в советской истории не только перегибами эпохи коллективизации, по и мрачными годами политического террора. Провозглашённые врагами народа представители национальной интеллигенции были почти полностью уничтожены и среди удмуртов. Общества, поддерживавшие культурные связи с финно-угорскими народами, заботившиеся о сохранении финно-угорского родства, были разогнаны, упоминания о языковом родстве финно-угорских народов были запрещены, библиотеки книг, представлявших собой хранилища сокровищ удмуртской национальной культуры, были брошены в костер»

http://www.finugor.ru/info/narod/udmurt.html


Выкрутасы местного агитпропа.

«...Время от времени у выборных чиновников появляется другое желание – поэксплуатировать национальный фактор. Коверкая слова присяги и невнятно произнося приветствие «Зеч буресь», высшие лица пытаются продемонстрировать свою близость к народу. А может, пора переименовать Удмуртскую Республику в Ижевскую область?

– Это вполне логично, – считает Людмила Леонтьева, руководитель общественной организации «Женщины Удмуртии». - Есть ритуальная атрибутика – флаг, герб, гимн и Конституция национальной республики. Есть президент, который раз в четыре года возлагает на Конституцию руку и сообщает, что он гарант этой Конституции. Все это очень хорошо. Но кому все это нужно, если вместо народов Удмуртии, удмуртов, власть хочет видеть безликий электорат? Поэтому в чем-то вы и правы»

http://www.aifudm.ru/sel.php?news_show=3019



return_links(2); ?>

Подпишись!
Будь в курсе новостей сайта «Удмуртология»
и других удмуртских интернет-проектов


Рассылки Subscribe.Ru Рассылки Yahoo!
Новости удмуртского
национального интернета



Новости удмуртского
национального интернета


return_links(2); ?>

URL данной страницы:
http://www.udmurt.info/library/bred/bred-001.htm

return_links(); ?>

наш баннер
Udmurtology
каталоги
Rambler's Top100
Находится в каталоге Апорт
AllBest.Ru






WebList.Ru
 
Denis Sacharnych 2002-2009. Положение об использовании материалов сайта